В течение года в разных местах озера бывает от 18 до 148 штормовых дней. Сильных ураганных ветров бывает всего около двух десятков. И примечательно то, что осенью и весной - их больше, чем летом. Особенно сильны ветры с октября по декабрь в районе Ольхона: там из 100 дней 58 самых бурных и губительных для местных мореплавателей.
Самый свирепый ветер на Байкале - северо-западный, или еще его называют «горная». Именно с ним связаны самые большие катастрофы, случившиеся за последние двести с лишним лет на озере. Этот ветер наносит большой ущерб жителям побережья и особенно грозен для судоходства в районе, расположенном против долин рек Сармы, Рытой, Молокона, Солнцепада, Куркулы, Горемыки.
Еще один ветер на Байкале - страшилище из страшилищ - это сарма. Он получил свое название от одноименной реки, из долины которой он со скоростью пушечного ядра и с огромной сокрушительной силой вылетает на байкальский простор и вершит свое черное дело. Ежегодно этим ветром разрушались перевозимые по озеру плоты, а суда, не успевшие укрыться в бухтах, терпели кораблекрушения.
«Роза ветров», дующих на Байкале, не ограничивается этими «монстрами». Со стороны Бурятии над акваторией озера хозяйничают: юго-западный ветер, или култук; юго-восточный, или шелонник, а также северо-восточный со своими тремя верными «слугами» - баргузином, верховиком и ангарой.
О грозной, разрушительной силе байкальских ветров и волн ходят настоящие легенды. Из поколения в поколение передавались страшные истории о том, как неожиданно поднимавшиеся вихри уносили утлые рыбачьи суденышки в открытое море или же выбрасывали на берег и разбивали о скалы.
Даже неполный перечень крушений судов на Байкале выглядит впечатляюще. Перелистаем же символически «журнал кораблекрушений», трагический отсчет, который начинается с рокового 1774 года: тогда из-за «неимения освещения в темные ночи» (по свидетельству летописи Антона Лосева) «деревянный маяк при входе в гавань Посольской прорвы, стоявший с 1765 года, от гнилости развалился и вскоре после этого разбило 4 судна купеческих с товарами. Да и после того также терпели купцы подобные приключения, а некоторые и разорились».
До 1875 года на Байкале не было ни одного настоящего судна, способного перевозить через озеро большие партии груза. Зимой обозы купцов шли по льду Байкала и Селенги, а летом товары везли озерным и речным путем, испытывая при этом большие трудности. Вот как описывал мытарства торговых людей в 1758 году директор Кяхтинской таможни Пятов: «На Байкал-озере судов никаких не было, кроме одного малого бота, для чего купцы принуждены были переплавлять свои грузы на дощаниках, которые плавают по рекам, и от случившихся штормов теряли многие свои товары...».
С началом ледостава и открытием «санной дороги», в последних числах января начиналось движение купеческих обозов по Байкалу. Первый лед был непрочен, часто встречались полыньи и пропарины - коварные враги ямщиков. Сани и подводы, попав в такие байкальские западни, проваливались под лед и тонули вместе с лошадьми.
Один из таких драматических случаев произошел в канун Нового (по старому стилю) 1867 года близ Култука. В это селение поздним вечером прибыла «тяжелая почта» из Иркутска на семи парах лошадей. Кроме ямщиков ее сопровождали два вооруженных чиновника. Каждая тройка везла несколько больших кожаных мешков цилиндрической формы, в которых находились рублевые серебряные монеты, предназначавшиеся кяхтинским купцам. В каждом мешке хранилось по тысяче рублей.
Несмотря на непогоду, ночную тьму и вопреки уговорам местных жителей, чиновник Злотницкий, командовавший «серебряным обозом», приказал двигаться в дорогу. Секрет был прост: в Кяхте открывалась зимняя торговая ярмарка, на которую съехались не только российские купцы, но и китайские и монгольские торговцы, охочие до серебряных монет. И кяхтинское купечество обещало ему большую премию за досрочную доставку из столичного монетного двора этого ценного груза. Вот и старался Злотницкий успеть до начала кяхтинской ярмарки.
Начало зимы в тот год выдалось теплым, и Байкал стал очень поздно. Поэтому неокрепший тонкий лед не выдержал: едва первая тройка выехала на ледовую дорогу, как в мгновение ока провалилась под лед. Погибли ямщик и лошади. К счастью, остальной обоз еще не успел отъехать от берега.
В течение нескольких дней предпринимались попытки достать мешки с серебром со дна озера. Но глубина была, очевидно, слишком велика, и старания ямщиков не увенчались успехом. Так они и лежат по сей день на байкальском дне.
Летом 1888 года пароход «Николай», принадлежащий купцу A.M. Сибирякову, вел баржу, нагруженную 35 тысячами пудов хлеба, получил в борту большую пробоину и затонул. И опять виновницей гибели судна была непогода.
29 декабря 1895 года напором льда сорвало стоявший на якоре в затоне пароход «Сперанский» и приперло к берегу. Больших трудов стоило стащить его на «чистую воду».
17 января 1899 года в летописи Н. Романова читаем: «Байкал покрывался льдом несколько раз, но его разбивало. Числа 12-15 он вновь покрылся. 17 была буря, и в 12 часов дня сломало лед. Утонули 4 лошади и 2 повозки. На льдине унесло обоз в 40 лошадей, но спасены...».
«Урожайным» на чрезвычайные происшествия был 1900 год. Вот лишь несколько сообщений о драмах, разыгравшихся тогда на Байкале, опубликованных в газете «Байкал», издававшейся в Кяхте И.В. Богашевым.
«В полночь 2 октября буксируемый пароход «Лебедь» с устья Селенги в Лиственичное, паузок купца гр. Ал. Зырянова, с 800 мест чая, развившимся ветром потопило в середине Байкала. С большим трудом удалось спасти бывших на паузке людей. Также затопило привязанный к борту катер, с которого удалось спасти паровик».
«25 октября. Потерпевшая крушение баржа на Байкале была нагружена на 800 мест чая, принадлежащими гг. Синицину и Карнакову. С баржи едва удалось снять людей. Буксирный канат был обрублен, иначе катастрофа грозила и самому пароходу «Лебедь».
«Нам сообщают, что сильной бурей, бывшей на Байкале 1 декабря, выбросило паровой катер Свинина на берег в местности Тельнушка, в трех верстах от Мысовой».
«Байкал покрывался льдом несколько раз, но его разбивало. В последний раз он покрылся льдом на прошлой неделе. В пятницу пассажиры из Мысовой в Лиственичное отправились на двух экипажах, но лед был плох: переезжающим пришлось заночевать посередине Байкала. Отправились дальше и на пути утопили 4 лошади и 2 повозки.
На Байкале 17 января была сильная буря, которая взломала еще неокрепший лед, и на несколько дней проезд в Мысовую и Голоустную сделался невозможным. Несколько возов, пытавшихся перебраться, затонули у Лиственичного... Говорят, были и другие несчастья.
С ледокола видели в 3 верстах по направлению к Голоустному, как оторвало на льдине обоз лошадей. По последним известиям, люди спасены. В городе же ходят слухи об утонувших 16 переселенцах».
«Говорят, что ни в одном году Байкал не требовал столько жертв, как в этом году. Погибло много народа, а еще больше лошадей. Ночью с 16 на 17 января 1901 года спасли около ледокола 29 человек и 25 лошадей - плавали они на тонких льдинах по открытому морю».
Комментарии, как говорится, излишни.
На этом фоне авария, случившаяся с ледоколом «Байкал», выглядит вроде бы пустяковой, хотя выручать его пришлось тоже «всем миром». 29 декабря 1900 года ледокол пришел в Мысовую, с трудом пробившись сквозь толщи льда. Выгрузив вагоны и груз, он двинулся в обратный путь, но при выходе за мол напором льдин у него сломало вал, и муфта с лопастями упала на дно. Ледокол с трудом вернулся к пристани и остался зимовать в ожидании, когда будет заказан новый вал в далекой Англии. Переправу вагонов и грузов пришлось осуществлять по льду озера и на лошадях.
14 октября 1901 года пароход «Яков», ведший из Нижнеангарска на буксире три судна (первое - «Потапов» с 549 бочками рыбы, 160 рабочими и 15 членами команды; второе - судно рыбопромышленника Могилева с 250 бочонками рыбы и большой группой рабочих; третье - судно Шипунова с 240 бочками рыбы и пассажирами) и три бурятских лодки-мореходки с рыбаками, пройдя малое море и не дойдя 15 верст до маяка «Кобылья голова», попал в сильную бурю.
Сарма налетела неожиданно, свирепо. Загудела, засвистела, вздыбила озерную гладь. Волны вмиг слизали с палубы бочки и ящики с рыбой. Не выдержал буксирный канат, лопнул от напряжения, и суда одно за другим очутились во власти бушующей стихии.
Участь их была разной. Судно Могилева было выброшено на берег, а судно Шипунова смогло удержаться на якоре не более чем в 30 саженях от острой береговой скалы, о которую судно «Потапов» в ночь на 15 октября разбилось в щепки. Все бывшие на нем люди - 176 человек - погибли. На берег волны выбросили 27 обледенелых трупов. Буря длилась двое суток и была настолько сильной, что тела несчастных рыбаков и рабочих, выброшенные на берег, примерзли к скалам на высоте 10 саженей (одна сажень равна 2,13 метра - Е.Г.). Но хотя из трех лодок-мореходок две выбросило на берег, а одну разбило и утянуло на дно, все бурятские рыбаки спаслись.
В конце сентября 1902 года там же, в районе Малого моря, сильно пострадал пароход «Александр Невский» и погибли буксируемые им баржи, на которых возвращались с путины рыбаки со своими семьями. Катастрофа произошла перед злополучным мысом Кобылья голова, при выходе из Малого моря в Малые Ольхонские ворота.
Натиск сармы был настолько стремительным и сильным, что матросы парохода были вынуждены обрубить канат, к которому были прилеплены баржи, и те оказались во власти ветра и волн.
Одну баржу, что шла последней, выбросило на песчаную отмель, и люди на ней спаслись. А две другие кинуло на камни у мыса Кобылья голова. Было так холодно, баржи покрылись толстой коркой льда и даже немногие счастливчики, сумевшие выбраться из ледяной воды на берег, погибли от переохлаждения.
Сам пароход чудом уцелел, стоя у подветренного берега на двух якорях и с двигателем, работавшим на полный ход.
9 августа 1903 года над Байкалом пронеслась буря. Штормовое море разбило много барж и потопило несколько лодок. 30 ноября и 1 декабря того же года на Байкале опять свирепствовала буря, нанесшая значительный ущерб.
Зимние взломы ледяного покрова на Байкале - явление довольно частое. Так, например, 13-14 января 1908 года от села Бугульдейка до Харауза открылась конная переправа, а 15-16 января лед у западного берега озера взломало и девять подвод с лошадьми носило на льдинах в течение пяти суток. И 22 человека спаслись с трудом.
А вот случай, тоже связанный с Байкалом, но виноваты в произошедшем оказались люди. 14 сентября 1900 года во время маневров на станции Байкал слетели в воду и ушли на глубину 17 саженей (это более 40 метров) четыре вагона с военными грузами. Так и лежат на дне байкальском «трехлинейки» и пулеметы «Максим», предназначенные для русских солдат в Маньчжурии, охранявших КВЖД.
Другая же история, связанная с байкальскими трагедиями, случилась в августе 1918 года, когда ледокол «Байкал» во время гражданской войны, вооруженный пушками, курсировал вдоль побережья озера, охраняя железную дорогу и громя скопления белогвардейцев. Перейдя в наступление, белые обрушили на ледокол огонь своей артиллерии. Зажигательные снаряды, пробив обшивку надстройки «Байкала», взорвались на палубе, перебили рулевое управление, ледокол горел факелом, а затем затонул. Команде же удалось спастись на шлюпках.
Позже корабль прибило на мелководье, возле станции Мысовой. Долгие годы, вплоть до начала Великой Отечественной войны, останки 100-метрового гиганта, имевшего три палубы и принимавшего до 30 вагонов, возвышались над уровнем воды. В дни Сталинградской битвы, когда была острая нужда в металле, верхние металлические конструкции ледокола-парома срезали автогеном и отправили на переплавку. А остов и донная часть «Байкала» до сих пор покоятся на дне озера.
Как уже упоминалось, нет официальных данных о числе чрезвычайных происшествий и катастроф на Байкале. Лишь местные «Несторы-летописцы» да и в последнее столетие журналисты пишут о байкальских драмах. Так, в местных газетах промелькнуло сообщение о том, что в 1933 году ледяные валы высотой до 20-30 метров перекрыли железнодорожное полотно возле станции Танхой и столкнули с рельсов товарный железнодорожный состав вместе с паровозом.
Весной 1960 года на судоверфи ледокол «Ангара» водоизмещением 1400 тонн был вытеснен массами льда на береговую отмель, а в Лиственичном и в порту Байкал ледяными надвигами были разрушены причальные сооружения.
В своей повести «Зыбкий берег» журналист и писатель М.П. Маликов рассказал о трагической гибели во время шторма близ Ольхона студентов-практикантов Лимнологического института, которые на катере проводили научные исследования озера.
Особого внимания заслуживает тема землетрясений на Байкале, которые здесь бывают довольно часто - в течение года до 2000. Но они, в основном, слабые и фиксируются только сейсмографами. Но примерно один раз в1 0-12 лет случаются землетрясения силою в 5 баллов, один раз в 20 лет - более сильные и разрушительные (от до 9 баллов и выше). Так, в 1862 году при 10-балльном землетрясении в дельте Селенги ушел под дно участок суши площадью до 200 квадратных километров, унеся на дно жилища и скарб обитателей пяти бурятских улусов, а также жизни людей и домашних животных. Еще до сих пор на 3-метровой глубине залива Провал видны остатки построек.
А в 1959 году при толчке такой же силы дно Байкала в эпицентре землетрясения опустилось на 15-20 метров.
По сведениям известного краеведа Эдуарда Викторовича Демина, на Байкале и раньше случались трагедии. Вот несколько типичных примеров из истории крушений. Осенью 1772 года бот святого Казьмы Святоградца под командой штурманского ученика Ловцова при сильном ветре был выброшен на берег около Посольского монастыря. Команда спаслась, но судно было повреждено настолько, что ничего не оставалось, как только сжечь его. В сентябре 1779-го судно с поэтическим названием «Андриян и Наталия» сорвало с якорей. Сильные волны едва не перевернули корабль, который буруном выкинуло на восточный берег Байкала. Команде удалось спастись. Позже судно было восстановлено и спущено на воду. В ноябре 1789 года бот «Петр и Павел» под командованием штурмана Частухина был выброшен на берег в районе Листвянки. Весною 1790-го его исправили, и бот снова пустился в плавание. Весной 1819 года новый бот, названный в честь царя «Николай», был спущен на воду и в первое же плавание попал в такое страшное бедствие, какого казенные суда никогда ранее не испытывали. Когда бот снялся с якоря, был «благополучный» ветер, но спустя какое-то время поднялся шквальный ветер. Около селения Голоустное судно черпнуло сначала одним бортом, затем другим. В результате «Николай» опрокинулся. Вся команда и пассажиры перебрались на наветренный борт, а потом на шлюпку, благодаря чему и спаслись, но, увы, не все. Пять человек из числа пассажиров погибли. О них не было никаких известий. В 1823 году еще одно приключение выпало на долю тезки царя. Бот был сорван с якорей у Посольского Монастыря и выброшен на берег. Но в ту же навигацию его удалось исправить и спустить в суровые воды Байкала. Место у Посольского Монастыря стало злополучным для многих судов. В 1835 году транспортный пароход «Ермак» был выброшен на посольский берег и при этом значительно поврежден. Спустя 3 года, в 1883 году, другой транспорт «Иркутск» опять же в Посольской гавани - главном пункте переезда через Байкал от Голоусного до Посольска в устье судоходной Селенги - потерпел крушение. Судно затонуло, а команда благополучно спаслась. В те далекие времена не было возможности поднять затонувшее судно, а потому оно, по всей видимости, до сей поры лежит на дне Байкала. В 1869 году погибли два парохода: один сгорел, другой - пропал без вести. Первый из них носил гордое имя генерала Корсакова.
|